07.01.2016
Пространство воспринимается одновременно и все в целом и в своих членениях.
Современная архитектура - это сложное пространственное построение, в котором стена очень редко имеет функции только плоскости, но всегда является элементом пространственной композиции».
Новое отношение к выразительным возможностям пространственной структуры сооружения ясно проявилось и в организации интерьеров кафе, ресторанов, магазинов начала 60-х годов, для которых часто приспосабливались старые помещения. Само перестраивание готовых интерьеров, их сложная планировка, во многом случайная, как ни парадоксально, облегчала решение поставленной задачи: объединить эти разрозненные помещения можно было прежде всего по принципу пространственного единства. При всей планировочной хаотичности помещений, свободном характере плана архитекторы сумели добиться их целостного прочтения именно благодаря подчеркиванию логики развития пространства, его выразительности. Это стремление к объединению зон интерьера в единое, сложно развитое пространство можно видеть при перестройке кафе «Неринга» (арх. братья А. и В. Насвитисы), в интерьере «Тюльпе» (арх. А. Микенас, В. Дигус), «Таурас» (арх. В. Вайвада) и др.
При таком отношении к пространству и предметная среда начинала видеться также в несколько ином плане. В период распространения так называемого «диагонального стиля» или модульной системы пространство интерьера выступало как нейтральная среда. Оно не мыслилось как активное композиционно-выразительное начало в формировании целостного облика окружения, поэтому и его роль здесь оказывалась элементарной - дать пропорционально решенный объем, который должен заполниться вещами. При этом визуальное единство среды должны были обеспечивать прежде всего сами предметы, их единая система оформления.