06.06.2016
Искусство останется, но его основным агентом будут машина, кибернетический аппарат, художественное творчество превратится в один из видов научно-технической деятельности. Эти идеи не всегда имеют пессимистическую окраску, скорее они слишком оптимистичны. В основе таких взглядов лежит вера во всемогущество техники. И поскольку тенденция замены человеческого труда машинами в обществе давно стала неотвратимой, то пройдет не так много времени и художественное творчество целиком станет делом машин. Прийти в себя после тяжелого дня поможет расслабляющий массажу. Он вернет вам силы.
Философско-гносеологическую интерпретацию неизбежности смерти искусства, если не вообще, то уже существующих его форм, пытались обосновать философы франкфуртской школы - Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Херкхаймер и др. Следуя провозглашенному ими принципу «великого отказа», они требовали подвергнуть «тотальному отрицанию» существующий мир как «логичный», мифический, неистинный. Участи «тотального отрицания» заслуживает и существующее ныне искусство, поскольку оно отражает этот неистинный мир. Но задача искусства не отражать, а выражать. Что же должно выражать искусство?
Франкфуртские философы не дают четкого ответа на поставленный вопрос, однако из сказанного ими можно заключить, что их симпатии - на стороне модернизма. Искусство, говорит Т. Адорно, должно выражать что-то принципиально иное, неуловимое, невысказанное, одним словом: ничто. Это «новое искусство» как результат саморазрушения традиционного искусства обладает только языком молчания, «бессловесного жеста». «Оно оповещает, что настал «конец игры», человеческая история приблизилась к своему финалу...» Хотели этого или нет философы франкфуртской школы, но, неправомерно противопоставляя выражение отражению в художественном творчестве, отстаивая тезис, что образное воспроизведение действительности - тотальная ложь, они объективно выступили против реалистического искусства и взяли под защиту модернизм.
|