07.01.2016
Подчеркнутая пластичность декоративного предмета заставляла воспринимать и саму систему ориентации внутри архитектурного объема как пластически и пространственно развитую. Все это давало новое эмоциональное переживание архитектурного пространства и подготавливало появление новой пространственно-предметной системы организации среды. Композиционная логика развития пространства все очевиднее определяла общую выразительность сооружения.
В архитектуре павильонов на международных выставках в Брюсселе (1958), Нью-Йорке (1961), Париже (1962) пространство уже сознательно было трактовано как непрерывная, пластически развитая структура.
К. Рождественский, главный художник этих выставок, обобщая в своей книге «Ансамбль и экспозиция» опыт этой работы, характеризовал как наиболее существенные именно пространственные аспекты современной архитектуры. Он писал: «Современная архитектура пространственно. Чтобы воспринять ее, недостаточно осматривать здание с фасада или с четырех сторон. Надо «находиться в архитектуре», и только в движении и во времени можно воспринять логику ее пространственного построения. Современная архитектура не ограничивается пространством, заключенным внутри здания, она как бы включает в себя пространство окружающей живой природы. Отсюда обилие стеклянных стен, свободно стоящих ажурных перегородок, стен перед зданиями, разнообразных козырьков, навесов; газоны с улицы врываются в интерьер и т. д.
Что такое стена в современной архитектуре? Это - грань, излом, поворот архитектурного пространства.
Что такое ажурная или стеклянная стена в современной архитектуре? Это тоже пространственная грань. Причем стена есть, и как бы ее нет - она прозрачна... Архитектурное пространство членится, но не замыкается стеной, пространство как бы переплывает одно в другое.