07.01.2016
Красный угол с иконой, украшенный цветами и вышитыми полотенцами,- вот фактически декоративный центр русского крестьянского жилища XVIII-XIX веков. Стена, декорированная расписными керамическими блюдами, или беленая печь с цветистой народной росписью составляли такой центр в украинском народном жилище прошлого столетия и т. д.
В нашем жилом интерьере 60-х - начала 70-х годов этот главный цветовой центр часто отсутствует. В отличие от прежней статической роли в организации внутреннего пространства, теперь цвет приобретает своеобразную динамику, отмечая ту или иную зону в интерьере, в определенной степени влияя и на ритм движения человека.
Ощущение динамичного движения цвета порою достигается использованием художественного эффекта витража, с чем, видимо, и связано широкое распространение его у нас в 60-е-70-е годы. Именно витражу, как ни одному другому виду декоративного искусства, свойственна огромная «подвижность» цвета, бесконечно разнообразная его игра, благодаря многократному преломлению солнечных лучей в многочисленных кусочках стекла (не случайно так распространен был витраж и в готике, искусство которой пронизано идеей движения).
Чрезвычайно интересные эффекты цветового движения в интерьере дает витраж Ю. Королева, организующий эмоциональное архитектурное пространство вестибюля и холлов здания Постпредства Азербайджанской ССР в Москве. Витраж объединяет лестничные марши с первого по третий этаж, выполняя в то же время роль прозрачного светового окна и насыщая пространство определенным настроением.