07.01.2016
Использование определенных цветовых сочетаний, как правило, радостных, мажорных или лирических, необходимые колористические пропорции, поиск ассоциативной содержательности красочной гаммы, «осмысление» характера цвета и линии - все это давало возможность воздействовать на настроение человека.
Праздничная мажорность звучания жилого интерьера достигалась контрастным столкновением в различных предметах яркого интенсивного цвета (наборы мебели «Ленинградский» на выставке «Искусство- в быт» или работы арх. Е. Устинова на выставке Второго всесоюзного конкурса мебели).
Однако на этом пути были не только интересные, удачные решения, но и несомненные просчеты, когда образный строй мало отвечал прямому назначению интерьера или не соответствовал характеру восприятия.
В частности, на выставке «Искусство - в быт» (1961 г.) демонстрировался белорусский набор мебели броского оранжевого цвета. Столь интенсивная окраска дерева, заполняющего все пространство, была слишком вызывающей для интерьера жилой квартиры. К тому же этот яркий радостный цвет быстро утомлял и раздражающе действовал на психику. Распространившаяся тогда же черная окраска деревянной мебели вряд ли была приемлема для жилого интерьера, лишая его ощущения интимности. Поиск эмоционального образа, в котором колориту отводится значительная роль, является глубоко традиционным для декоративного искусства.
Вспомним хотя бы эмоциональное пространство больших культовых сооружений средневековья, цвет интерьера в которых, наряду с другими выразительными средствами, призван был подчинить мысли и чувства религиозному настроению.
Барочный интерьер, в оформлении которого широко использовались колористические средства, был местом пышных театрализованных обрядов церкви или торжественных празднеств во дворцах. Сложность и прихотливость отделки интерьеров барокко цветным мрамором, золоченой бронзой, резьбой по дереву и камню, зеркалами способствовали воссозданию иллюзорного пространства.