07.01.2016
Эта цветовая «содержательность» (была ли она эмоционально-психологической, символической, условной или изобразительной) могла определять характер образа.
Цвет, как правило, таил в себе познавательный смысл. Даже если он не был связан с изображением конкретного предмета, он сохранял свой достаточно выразительный цветовой образ, который рождался благодаря ассоциациям-представлениям о цвете конкретного предмета, имеющего соответствующие качества. Эта образность того или иного цвета отразилась и в самих названиях: «лимонно-желтый», «огненно-красный», «малиновый», «вишневый» и пр. Подобная образность цвета отмечала многие изделия китайских керамистов, использовавших, например, глазури «цвета бычьей крови», «цвета лунного света», «цвета неба после дождя» и т. п. В сущности, и цветовой символ в декоративном искусстве прямо или опосредованно связан с какими-то реальными представлениями о предметах или конкретных явлениях действительности.
Четко вырисовывается и конструктивно-утилитарная функция цвета как формообразующего элемента в произведении декоративного искусства в интерьере, в архитектуре или различных формах городского устройства. Цвет является важным эмоциональным средством в организации пространственной среды, в создании композиции пространства.
Особое развитие получает в искусстве начала 70-х годов именно формообразующая, конструктивная роль цвета.
Цвет активно преобразует плоскостную форму, придавая ей свойство неоднородности, расчленяя, изменяя ее характер. При воздействии на объемную форму цвет может создать впечатление асимметричности объема, организуя тот или иной его центр или выделяя определенный ритмический строй.
Очень важна формообразующая функция цвета в построении пространства. Здесь цвет способствует выявлению или смягчению его глубинности, акцентирует композиционный центр, объединяет отдельные компоненты ансамбля.