Стремление к соединению пластических и графических
07.01.2016
Она строится на смешении близких по цвету пятен, мазков и напоминает о структуре камня, мрамора, известняка. И так же как в стекле, эта масса «под камень» имеет четкое графическое ограничение, правда, вызывающее аналогии с камнерезным искусством, с образцами садово-парковых декоративных форм.
В том, что все эти изменения в принципах построения формы декоративного предмета не случайны, а вызваны желанием добиться гармоничного решения среды при тяготении к ее содержательному многообразию, убеждают и современные декоративные ткани.
В 70-е годы в их оформлении возникла тенденция к сложным колористическим разработкам. То есть, по сути, здесь стали проявляться те же принципы, что и в других областях декоративного искусства. Например, в тканях 1970 года эстонских художников П. Куутма, Л. Яама, М. Парнамяги цветовые сочетания основываются на спектрально близких тонах, причем не локальных, а переходных: лилово-синем, зелено-голубом, оранжево-малиновом и т. д. Эти сочетания по своему обобщенному колориту и «эмоциональному» настроению напоминают отдельные моменты светоцветового состояния природы.
Сопоставление зеленого с голубым, раньше считавшееся неинтересным, вызывает ощущение световоздушной атмосферы летнего дня, свежего воздуха. Рисунок также подчиняется этим общим колористическим и образным задачам и теряет самостоятельное значение. В тканях возникает «импрессионистическая» ориентация, создается цветовой мираж, изменчивый и подвижный.
Характерно, что все большее значение в формировании художественного образа декоративной ткани приобретает свет. Часто само цветовое и графическое оформление ткани строится в расчете именно на взаимодействие со светом. Поэтому в качестве декоративных тканей все чаще используется полупрозрачный шелк, маркизет и т. п.