07.01.2016
Постоянные полутоновые переходы и одновременно полярные противопоставления цвета, подчеркнутая тягучесть массы стекла позволяют давать образцы динамичной пластики. Культ массы материала, ее вязкости, пластичности цветового оттеночного богатства - это стихия художника, и именно на акцентировании выразительных свойств массы стекла, его цветовой жизни он строит эмоциональный образ своих произведений.
Если в работах Шевченко поиски пластической выразительности идут в основном через интерпретацию самого материала, тогда как стремление к четкой, рациональной построенное форм им свойственно меньше (хотя и такая тенденция встречается, например, в декоративной композиции «Единство», комплекте ваз «Цветение»), то у других художников хрусталя эти две тенденции современной трактовки формы выступают в органическом единстве. Изменилось отношение к гранению; стала интересовать не столько сама его изобразительная тематика, сколько возможность через грань добиться наибольшей светооптической игры всей массы хрусталя. В комплекте графинов «Кристаллы» М. Грабарь или в блюде «Ажурное» Л. Юрген грань группируется в расчете на сложные оптические эффекты. Особое значение художники (удачнее всех М. Грабарь) придают взаимодействию огранки с гладкой поверхностью форм и внутренними пустотами объемов.
При повышенном интересе к светооптической выразительности материала и формы, в этих работах одновременно присутствуют и стремление к классической построенности и строгости форм, их выверенное. При всей сложной оптической игре каждая плоскость, грани соединения плоскостей остаются очень четкими, прочерченными, как бы останавливая внутреннюю оптическую подвижность массы материала. Объем не получает сложного развития, волнение массы материала замыкается в геометрически простой, устойчивой форме.