07.01.2016
В основных видах декоративного искусства - стекле, керамике и др. - утверждение самостоятельной выразительности структуры формы как принципа формообразования фиксируется четко, однако его зависимость от современных норм пространственной трактовки окружения прослеживается трудно. Это объясняется тем, что произведения декоративного искусства рубежа 60-х-70-х годов были практически экспериментальной пробой. Это были творческие предложения художников, появление которых в самой архитектуре, в реальном интерьере в сущности еще не учитывалось.
Однако поиски новой стилистики форм определялись в декоративном искусстве не только его реагированием на изменения пространственного окружения. Определенную роль в появлении новой программы стилистических исканий играет и тот идеал предметной среды, который стал тогда формироваться.
Известно, что идеал предметной организации быта, возникший в 50-е годы, уже в середине 60-х годов стал вызывать все более критическое отношение. Он не устраивал прежде всего своей статичностью, стабильностью. Он не учитывал стихийной изменчивости быта, временных наслоений и возможного соседства стилистически неоднородных вещей, появившихся в разное время и по разным причинам, что для быта очень естественно. Безлико «современный», одинаковый для всех тип интерьера начал вытесняться в конце 60-х-начале 70-х годов другим вариантом, где выдвигается идея принципиального сохранения многочисленных бытовых традиций. Возникает задача - найти согласованность между предметами, накопленными временем, и современным архитектурным окружением.
Изменения в представлениях о быте выражаются в уже осознанном отказе от его искусственной изолированности, в стремлении к сохранению культурных традиций. Однако связь поколений уже мыслится не только через отдельные антикварные предметы, которые занимают особое, выделенное положение в современном интерьере, - она сказывается вообще в интересе к традициям, к национальному укладу жизни, причем не в их музейном, застывшем виде, а в том, в котором они живут и в наши дни, во всем их функциональном многообразии.