07.01.2016
Пример Шушкановых показывает, насколько тенденция к декоративной трактовке самой формы, к выразительности ее композиционного построения сложно преломляется в реальной практике, проявляясь не всегда откровенно и декларативно. Она вуалируется и тягой к антикварному, к переработке народных традиций и художественного наследия в целом, интересом к образной стороне предмета, то есть цепью ассоциативных моментов, которые естественны при столь сложной проблематике современного декоративного искусства. У А. Остроумова, Г. Антоновой, С. Бескинской интерес к обостренной выразительности формы на первый взгляд почти незаметен. Это происходит потому, что привычность формы вазы, сосуда ими сохраняется. Однако нельзя не отметить огромного разнообразия вариантов форм, которыми оперируют художники конца 60-х-начала 70-х годов. Здесь варьируется форма бокала, призматической и круглой вазы, рога изобилия и прочее, причем эмоциональной, образной насыщенности произведений придается первостепенное значение. Например, в работах С. Бескинской поэтический настрой вещи передан так активно, что ее работы представляют собой своеобразные «опредмеченные» переживания какого-либо конкретного образа, состояния природы, настроения, которое закрепляется и в названии вещи: «Сумерки», «Старый Таллин», «Лунная», «Цветы земли» и т. п.
В фарфоре, особенно бытовом, сделать выразительной структуру формы гораздо труднее, чем в стекле. Однако и здесь уже в 1968 году такая задача была поставлена. Например, А. Лепорская в своем сервизе «Колхозный» добивается декоративности формы комплексом приемов, характерных для фарфора. Она сильно акцентирует момент созерцания, любования предметом, фиксирует его «позу», в которой он должен предстать перед зрителем. Это выражается в «фасадном» расположении узора, проявляется в подчеркнутой симметрии деталей, в особой изысканности, композиционной завершенности линейных очертаний. Бросающаяся в глаза декоративность этого сервиза во многом определяется именно этими особенностями его построения, так же как и своеобразным «обрядом» чаепития, к которому располагает сервиз.