07.01.2016
Таким образом, увлечение стариной можно характеризовать как явление, причастное процессу сложения нового отношения к предметной форме.
Обращение к формам прошлого служило в этот период как бы первоначальным, нуждающимся в ассоциативных поддержках выражением еще не осознанного до конца представления о характере формообразования современного предмета. Воздействие пластичности старинного предмета на трактовку современной формы, пробуждающее интерес к выявлению ее структуры, откровенно проявилось в работах Л. и Д. Шушкановых (в наборах посуды «Хлебосольный», «Праздничный», «Русский», 1967-1968 гг.). Хотя авторы шли здесь от лаконичных, утилитарных форм старых бытовых хозяйственных предметов, в том их «функциональном» составе, который стихийно складывался в быту, эстетические достоинства этих предметов определялись качествами самого материала, его активным напоминанием о старом предмете, о действии времени на материал. И именно «пузырчатое» стекло и как бы отполированное руками в процессе длительного пользования дерево придавало этим предметам неповторимую пластическую окраску, сказавшуюся прежде всего в преображении материала и затем уже и формы. Этот интерес к пластичности определил и последующие поиски.
В знаменитых шушкановских светильниках 1968 года пластика форм приобрела более сложный и динамичный характер, законы ее развития стали целиком определять и форму предметов. Предмет предстал как монолит, сгусток, в котором воедино были сплавлены масса материала и воздушные пространства, которые перестали быть нейтральными с точки зрения их выразительности, включившись «на равных» в общее композиционное построение формы. И здесь возникли опять же свои исторические ассоциации, но теперь это был уже стиль модерн начала XX века с его близкой по принципам структурой форм.