07.01.2016
Тяготение к четкой и осмысленной фиксации пространственной структуры окружения, целостного осмысления среды для декоративного искусства обернулось утверждением как бы двух программ, которые обе вели к усилению декоративных начал произведений.
С одной стороны, относительно свободное положение предмета в условиях новой пространственной характеристики интерьера сильно повлияло на само понимание функциональных аспектов предметного окружения. Функциональное перестало отождествляться с утилитарным. В интерьерах появилось больше вещей, необязательных с узкоутилитарных целей, но формирующих его образ, настроение, создающих «эмоциональный» климат. Работы, созданные художниками в конце 60-х годов, продемонстрировали такое разнообразие жизненных функций современного предмета, что это вызвало необходимость дать полную классификацию его современной функциональной содержательности. На конференции, подводившей итоги Всесоюзной выставки декоративного искусства 1968 года, была сделана попытка дать исчерпывающую картину «смысловой» нагрузки современного предмета так, как понимали и чувствовали ее художники.
Однако в этот период утверждалась не только декоративность в назначении предметов, но и декоративность звучания самой формы предмета, которая в этих работах возникала за счет выразительного композиционного их построения. Нельзя не отметить, что усиление декоративных функций внесло изменения и в структуру утилитарных прежде форм. Это выразилось, в частности, в увлечении художников пышными и необычно богатыми для утилитарного предмета завершениями. Практически пробка сосуда, нужная или ненужная для него с точки зрения чисто функциональной, приобрела значение композиционной доминанты.